ЭЛЕКТРОННАЯ АЗБУКА
Благодаря достижениям электроники в сфере развлечений появился новый вид игровых автоматов. Они серийно выпускаются промышленными предприятиями в виде разнообразных стационарных устройств для игровых залов кинотеатров и парков отдыха, настольных конструкций и даже как приставки к обычным телевизорам. Сегодня мы расскажем о простом игровом автомате, который делает игру интереснее, увлекательнее и вместе с тем позволяет объективно судить о ее ходе и результатах.
Суть игры заключается в следующем: после включения тумблеров «Сеть» и «Старт» игрок должен переключить выключатели на пульте, придерживаясь порядка следования букв в алфавите. При этом загорающиеся лампочки, подсвечивающие буквы на табло, будут фиксировать ход игры. Одновременно с включением тумблера «Старт» включается электронный секундомер, и на счетчике «Время» начинает отсчитываться время игры.
После того как весь алфавит «пройден» игроком без ошибок, загорается табло «Конец игры» и отключается счетчик «Время». Следует иметь в виду, что игровой автомат внимательно «следит» за соблюдением правил игры (выключатели должны включаться строго по порядку следования букв в алфавите). Если игрок допустит ошибку, то очередное табло с буквой не загорится — необходимо отключить неверно включенный выключатель и включить другой.
Внешний вид игрового автомата представлен на рисунке 1. На наклонной лицевой панели по дуге расположено 33 круглых табло. На каждом табло написана одна буква русского алфавита, которая становится видимой лишь тогда, когда загорается расположенная под табло электрическая лампочка. Буквы табло расположены по дуге по порядку алфавита слева направо. В центре наклонной панели расположены счетчик «Время» и световое табло «Конец игры».
На основании автомата расположен пульт с 33 выключателями, рядом с каждым выключателем укреплена табличка с буквой. Буквы на пульте расположены в беспорядке. В правой нижней части пульта находятся выключатели «Старт» и «Сеть».
Принципиальная электрическая схема автомата приведена на рисунке 2. Рассмотрим работу цепей автомата. После включения тумблера «Старт» S34 замыкается цепь питания мультивибратора на транзисторах V5—V6. В одно из плеч мультивибратора (период его колебаний равен 1 с) включено реле К1, контакты которого К 1.1 с частотой 1 Гц будут замыкать цепь питания счетчика BI «Время». На табло счетчика «Время» будет отсчитываться в секундах время игры. При размыкании контактов выключателя S33.2, рядом с которым укреплена буква Я, цепь питания мультивибратора размыкается и отсчет времени прекращается. Кроме того, кон¬такты S33.1 замыкают цепь питания лампы Н34, которая подсвечивает табло «Конец игры».
Логическая цепочка из контактов выключателей S1 — S33 «следит» за тем, чтобы игрок не ошибался и включал выключатели со¬гласно порядку следования букв в алфавите. Например, лампа Н14 (буква М) загорится при включении выключателя S14.1 лишь в том случае, если перед этим был включен выключатель лампы Н13 (буква Н) — S13.2.
После окончания партии игры необходимо отключить выключатель «Старт», вернуть выключатель букв в исходное положение и установить стрелки счетчика «Время» на нулевую отметку.
Наладка игрового автомата сводится к подбору частоты колебания мультивибратора (1 Гц), которая устанавливается резисторами R2 и R3.
В игровом автомате, который мы рассмотрели, «слежение» за соблюдением правил игры носит пассивный характер — в случае ошибки не загорается лампа, подсвечивающая букву. Если же игрок в это время не смотрит на табло, то он может не заметить этого и продолжать игру.
Описанный игровой автомат можно усовершенствовать, введя в его схему сигнализатор ошибки (рис. 3).
Во втором варианте игрового автомата в случае ошибки игрока вспыхивает табло «Ошибка» и звучит сигнал звукового генератора, которые указывают на ошибку до тех пор, пока игрок ее не исправит. Логическая цепочка, составленная из контактов S1.2—S33.2, обладает интересным свойством: если их включать в указанной последовательности (S1.2, S2.2, S3.2 ...S31.2, S32.2, S33.2), то эта цепочка не пропускает электрический ток. Стоит только ошибиться — нарушить порядок включения тумблеров, — как через цепочку потечет электрический ток: замкнется цепь питания лампы Н35 и звукового генератора на транзисторах V7—V9 — симметричного мультивибратора с однокаскадным усилением сигнала. Лампа Н35 подсвечивает табло «Ошибка», а динамическая головка В2 издает звуковой сигнал с частотой около 1 кГц до тех пор, пока ошибочно включенный тумблер не будет выключен.
Внешний вид второго варианта игрового автомата остается таким же, лишь добавляется на наклонной панели табло «Ошибка» и громкоговоритель. Второй вариант игрового автомата (рис. 3) подключается к точкам а, б, в, г выпрямителя (рис. 2). Электронный секундомер на мультивибраторе остается без изменений.
Разумеется, в качестве последовательности, которую должен соблюдать игрок в процессе игры, может использоваться не только порядок следования букв в алфавите. Это может быть и перечень станций от одного населенного пункта к другому (например, 33 крупные станции от Москвы до Владивостока), хронологический порядок следования каких-либо исторических дат и многое другое. Соответственно меняются таблички около выключателей и названия световых табло.
В обоих вариантах игрового автомата применены одинаковые детали: лампы HI—Н34 — типа ЛН 3,5 В X 0,28 А; лампа Н35— 36 В X 0,12 А; выключатели S1— S32 — типа ТП1—2; S34—S35 — типа Т1—С; S33 — типа ТВ1—2; диоды VI—V4 — типа Д226Б; транзисторы V5—V9 — типа МП42; динамический громкоговоритель
В 2 — типа 0,1 — ГД; трансформатор Т2 — любой выходной трансформатор от транзисторных радиоприемников; конденсаторы С1—СЗ — электролитические, 200 мкФ, 50 В; счетчик В1 — типа СБ— 1 М/100. Счетчик укреплен с внутренней стороны лицевой панели на кронштейне, тумблер счетчика не используется, и его следует удалить. Для установки нуля с тыльной стороны счетчика имеются две головки, их надо удлинить стержнями, которые выводятся на заднюю стенку корпуса. Сердечник сетевого трансформатора набран из пластин Ш32, пакет 20 мм. Обмотка I содержит 2750 витков провода ПЭЛ-0,15; обмотка II — 87 витков провода ПЭЛ-0,35; обмотка III — 300 витков провода ПЭЛ-0,35.
Б. ИГОШЕВ,
стерший преподаватель кафедры общей физики Свердловского пединститута
Рисунки Ю. ЧЕСНОКОВА