Внимание, конкурс!
ШКОЛА БУДУЩЕГО
«Какой я хотел бы видеть свою школу?» Часто учителя предлагают ребятам такую тему для сочинения. Вряд ли эта тема может оставить кого-нибудь равнодушным. Кто же не хочет видеть свою школу самой лучшей, самой современной из всех?
Представим себе обычный с виду учебный класс... Но вот нажал кнопку на пульте управления — и вдруг сами собой опустились шторы на окнах, а из-под потолка развернулся киноэкран. Можно показывать учебный фильм. Или понадобилось срочно превратить кабинет физики в музыкальный класс. Оказывается, нет ничего проще. Доски столов поворачиваются, превращаясь в пюпитры, а на экране, привычно занимающем место доски, исчезают формулы и появляются ноты... «Постойте! — возразит кто-то из вас. — А где же здесь фантастика? Ведь все это не так уж и сложно. Мы тоже можем сделать такой автоматически опускающийся экран. Подумаешь: нужен всего-навсего электромотор, редуктор, ну и немножко сообразительности! А что касается формул на экране, так этот прибор называется кодоскопом; пишешь формулы, как обычно, на бумаге, а отражается на экране. Обыкновенная система линз».
Что ж, ребята, вы совершенно правы. Во многих школах учащиеся успешно делают своими руками и эти, и многие другие вещи. Например, в московской школе № 654 работает целое ученическое конструкторское бюро. Задачи, решаемые им, весьма разнообразны. Скажем, поступил в КБ сигнал: в школе плохо работают оконные задвижки... КБ разрабатывает и изготовляет собственную конструкцию шпингалета — такой и запирается надежнее, и служит дольше. В химическом кабинете ребята предложили сделать в столах специальные пазы — теперь штатив с пробирками не упадет, да и работать с реактивами стало намного удобнее. На уроках черчения в руках у ребят чертежные инструменты собственной конструкции. Казалось бы, что нового можно придумать в спортзале? Брусья, маты, шведская стенка — все это стандартно и привычно. А ребята и здесь по-своему устроили и бум, и перекладину, и стенку для тренировки альпинистов.
Представляете, насколько такие ребячьи изобретения облегчают работу класса, сколько позволяют сэкономить бесценных учебных минут!
Школа, о которой мы рассказали, вовсе не единственная в своем роде. А может такой быть каждая. Ведь будущее начинается сегодня. И то, какой будет ваша школа завтра, зависит от ваших усилий, приложенных сегодня, от ваших сегодняшних знаний, умения и фантазии.
Предлагаем вам подумать, какой вы хотели бы видеть свою школу, а главное — какой вы хотели бы сами ее сделать? Пусть ничто не ускользнет от вашего пытливого внимания: ни учебные пособия в классе, ни школьный радиоузел, ни стенды в коридорах, ни столовая, ни спортплощадка, ни окна, ни двери.
Не бойтесь сложного, но и не брезгуйте мелочами. Конечно, кодоскопы, телевизоры, кинопроекторы, сложные пульты управления, электронные экзаменаторы — все это нужно, все это сегодняшний день современной школы. Но и не следует ударяться в крайность: излишнее увлечение сложной техникой. Не забудьте, что она стоит немалых денег, и кто-то ведь еще должен следить за ее исправностью. В лучших школах ребята сами собирают все приборы — конечно, под руководством преподавателей — сами и обслуживают их, сами и думают над их усовершенствованием.
Этот конкурс наш журнал объявляет совместно с польским журналом «Калейдоскоп техники». Мы не только опубликуем лучшие из ваших идей и предложений, но и расскажем, какой хотят видеть свою родную школу ваши сверстники из братской Польши.
На конвертах просим вас делать пометку: «На конкурс «Школа будущего». Итак, ждем ваших писем!