НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ
МЫШЛЕНИЕ
Я учусь в шестом классе. Учусь неважно: пятерок почти не бывает, а случаются и тройки, и даже двойки. Обиднее всего, что я вовсе никакой не лентяй. Это и папа с мамой признают, и все учителя. Я стараюсь, занимаюсь много, иногда засиживаюсь за уроками до позднего вечера. И память у меня неплохая: могу запросто выучить наизусть длинное стихотворение. А вот задачи по математике и по физике у меня совсем плохо получаются. Классный руководитель говорит, что я не умею думать. Что же мне делать, неужели я навсегда останусь таким?..
Сережа К., г. Павлодар
Вопрос, заданный Сережей, очень непрост. В самом деле, можно ли развить мышление, и если можно, то как это сделать? Вряд ли какой-либо ответ на этот вопрос прозвучит убедительно, пока мы не уясним себе, что это такое - мышление.
В необъятном здании живой природы человек всего лишь маленький кирпичик, животное из отряда приматов. И все же мы с уверенностью повторяем вслед за Горьким: «Человек — это звучит гордо!» Именно человек, а не лев. Так в чем же корень гордости человека? Вспомним, как именуется в биологии вид, к которому относимся мы, современные люди: «homo sapiens», что в переводе с латыни значит «человек разумный». Вот, оказывается, в чем дело: разумный! «Я мыслю — следовательно, существую», — говорил великий французский мыслитель Рене Декарт.
Выходит, способность к мышлению — главный признак человека, выделяющий его из много-образного животного мира. Можно сказать, что мышление — это целенаправленное умственное действие человека. А если целенаправленное, то в чем состоит она, цель? Иначе говоря, для чего человеку мыслить? Представим себе на минуту жизнь человечества, лишенного способности к мышлению. Люди не приручают диких животных, не выводят культурных растений, не изобретают орудий труда, не осваивают околоземного пространства. Они слепо довольствуются тем, что предоставляет им природа. Среда, в которой они обитают, всецело властвует над ними. Им неведомы ни наука, ни искусство, ни промышленные способы производства... Жутковатая картина, не правда ли? Будь так — сомнительно, чтобы мы с вами жили сегодня на нашей прекрасной Земле и вели эту беседу. Возможно, что все жизненные ресурсы человечества были бы уже исчерпаны.
Почему этого не произошло? Потому что еще в глубокой древности человек начал заботиться о своем благе. А всеми достижениями на этом пути человек обязан исключительно своему мышлению.
Например, для того, чтобы вырастить полезное растение, необходимо прежде изучить массу вещей: его строение, функции каждой его части, условия, благоприятные и неблагоприятные для его роста, и многое другое. Все эти знания человек может получить либо самостоятельно, наблюдая за жизнью растения, либо от других, более опытных людей. Одно условие остается непременным: осмысление увиденного или узнанного.
Итак, осознанное мышление начинается тогда, когда перед человеком встает вопрос, на который необходимо найти ответ. Другими словами, мышление возникает из необходимости решить задачу. Каковы же способы решения?
Мышление как форма умственной активности человека содержит в себе ряд более простых операций. Этих операций буквально несколько, мы перечислим восемь самых главных: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование (отвлечение), конкретизация, обобщение, классификация, систематизация. Давайте рассмотрим их повнимательнее.
Первым следует назвать сравнение. «Все познается в сравнении» — есть такая древняя мудрость. Невозможно оценить какое-либо явление, предмет, событие, человека, не сравнивая его с чем-то или кем-то другим. Сравнивая, мы определяем свое отношение к товарищу, книге, фильму. Причем, даже когда мы вроде бы ничего не сравниваем, все равно в основе наших оценок лежит сравнение. Например, когда мы говорим: «Этот мальчик высокого роста», — мы имеем в виду, что он выше большинства мальчиков, с которыми нам приходилось сталкиваться.
Не обязательно сравнивать только знакомое со знакомым, известное с известным. Сравнивая, можно получить представление и о том, чего мы никогда не видели. Например, побывав летом в Туркмении, нетрудно представить себе, какая жара в Африке...
Анализ — мысленное разложение целого на составные части. Например, глядя на книгу, мы отмечаем, что она состоит из страниц, скрепленных переплетом, а текст ее состоит из глав, они, в свою очередь, — из абзацев, те из слов, а слова из букв. Это вовсе не значит, что анализировать можно только то, что делится на части. Например, как разделить на части электрический ток? Тем не менее мы говорим, что он характеризуется силой тока, плотностью тока, характером носителей электрического заряда и т. д. Следует отметить, что анализ — это всегда операция неисчерпаемая.
В противоположность анализу синтез — соединение частей в целое. Предположим, на складе металлолома вы увидите сваленные в кучу велосипедный руль, раму, ободья и крылья. Невольно в сознании возникнет образ велосипеда, который можно собрать из этих частей. Читая эту статью, вы тоже занимаетесь синтезом: собираете буквы в слова, а слова в предложения. Синтез и анализ — две взаимосвязанные операции. Занимаясь одной из них, невозможно одновременно не заниматься и другой.
Абстрагирование — мысленное отделение какого-либо признака, свойства от самого предмета. Например, вы слышите шум мотоциклетного двигателя. Можно задуматься о шуме, о том, какая это помеха для нормальной жизни, о способах борьбы с шумом. При этом мы словно совершенно забыли о конкретном источнике шума — мотоцикле. Более того: есть в мире свойства и понятия, вообще не приложимые ни к одному из реально существующих предметов. Таковы многие операции высшей математики, функции теоретической физики. Это чистые абстракции, условности. И тем не менее они существуют, их можно измерить, высчитать, и сделать это бывает очень важно. Те из вас, кто намерен посвятить себя точным наукам, часто будут в своей работе иметь дело с такими понятиями.
Обобщение. Предположим, вам говорят: «Птицы, змеи, гориллы, коровы, слоны, муравьи...»—«Словом, животные!» — нетерпеливо обрываете вы. Вы нашли общий признак у большого количества разных предметов и свели их в одну общую группу. Это и есть обобщение.
Операция конкретизации противоположна и абстрагированию и обобщению. Здесь, напротив, какой-то абстрактный признак относят к конкретному предмету или явлению. Например, вы, услышав или прочитав о пользе занятий спортом, пошли и записались в спортивную секцию, да заодно привели туда и своего товарища. Таким образом, общее положение, справедливое для всех вообще, вы конкретизировали, применили к себе и своему товарищу.
Классификация тоже вполне обычное занятие. В своем книжном шкафу вы ведь не станете втискивать «Книгу о вкусной и здоровой пище» между двух томов А. С. Пушкина. Наверняка они у вас стоят на разных полках. Вот и пример классификации!
И последнее — систематизация. Скажем, вы пишете сочинение о поэзии Пушкина. Нужно быстро вспомнить все, что вы о ней знаете. Но в нашей памяти нет полок, как в книжном шкафу. Из общей массы знаний нужно извлечь именно те, которые касаются поэзии Пушкина, отделив эти данные от всех остальных: вначале от математики, географии, биологии, затем от Лермонтова, Тютчева, Фета... Ясно, что у систематизации много общего с классификацией. Чаще всего одно бывает невозможно без другого.
Эти операции присущи мышлению всех людей без исключения, сознают они это или нет. Ими пользуется и младенец, и седовласый профессор. Различие мышления разных людей состоит не в применяемых операциях, а в качествах мышления. Но к ним мы вернемся несколько позднее. А пока посвятим еще несколько слов мыслительным операциям. Сереже К. я бы посоветовал начать именно с них. Многие журналы (в первую очередь «Наука и жизнь») регулярно публикуют логические задачи и тесты для тренировки сообразительности. Как правило, каждая из таких задач тренирует способность к одной, определенной мыслительной операции. Например, задача на классификацию: из большого числа фигурок предлагается распознать «лишнюю». Решение подобных задач очень развивает мышление. Впрочем, журналы и специальные книги для этого вовсе не обязательны. Можно самому выдумывать себе задачи и тесты. Мы уже показали вам на примерах, как ежедневно и ежечасно, сами того не замечая, мы совершаем все возможные мыслительные операции. Попробуйте проанализировать свои самые простые действия и определить, какие мыслительные операции привели к ним. Или обратная задача: постарайтесь проделать все возможные мыслительные операции с любым знакомым вам предметом или явлением.
Но, вероятно, чтобы научиться хорошо думать, одного этого мало. Прежде чем дальше говорить об этом, давайте-ка попытаемся однозначно установить, кого считать умным, а кого глупым. Часто приходится видеть такую картину: один ученик математические задачки как орешки щелкает, а для другого математика — мучение. Но этот другой, оказывается, замечательно пишет стихи. Между прочим, именно таким «другим» учеником был в лицейские годы А. С. Пушкин... Так кого же из этих двоих считать умнее, а кого глупее? Или вот еще и третий: не имеет способностей ни к математике, ни к литературе, но зато может починить и наладить любой сложный станок.
Вы уже сами догадались: каждый из этих троих умен, но по-своему. Конечно, это не оправдывает их в случае, если они станут стараться только по своим любимым предметам, а остальные забросят. В школе все предметы одинаково важны, потому что дают самую основную систему знаний, необходимую каждому культурному человеку. Но не станем отрицать: способности у каждого свои. Наверняка есть они и у Сережи К., так что нет никакого горя в том, что не даются ему задачки «на сообразительность». Огорчение в этом, конечно, есть, а горя нет.
Психологи различают три вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.
Человек, склонный к предметно-действенному типу мышления, легче всего мыслит, непосредственно видя объект своего мышления. За мыслью у него непосредственно следует определенное конкретное действие, на базе результатов которого возникает следующая мысль, и так далее. О таком человеке часто говорят, что он «мыслит руками». Ясно, что лучше всего он сможет проявить себя в сугубо практических областях деятельности — например, на производстве. Наглядно-образное мышление есть мышление по представлению.
Человеку с таким мышлением легко наглядно представить себе образ объекта своего мышления — предмета, явления или человека. Образ этот всегда конкретен и неповторим — операций абстрагирования и обобщения такие люди, как правило, «не любят», а, напротив, «обожают» синтез. В технике из людей, склонных к наглядно-образному типу мышления, получаются изобретатели. Кроме того, все художники, поэты, писатели, артисты — люди с преобладанием мышления этого типа.
И наконец, абстрактно-логический тип мышления. Это мышление, опирающееся на общие и отвлеченные понятия. В противоположность художникам такие люди больше всего склонны к анализу, обобщению и абстрагированию. Обычно таковы ученые.
Внимание! Нельзя думать, будто три типа мышления взаимно исключают друг друга. Нет на свете такого человека, который в своей мыслительной деятельности мог бы обойтись только одним типом мышления. Высшие продукты абстрактного мышления — научные гипотезы, законы природы — были бы бессмысленны, не будь они направлены на осмысление и изменение конкретной действительности. «Критерий истины — практика», — писал К. Маркс. Вместе с тем решение большинства технических задач требует умения оперировать сложной системой образов. Нельзя наладить сложный станок, не создав в уме образ детали, которая будет на нем обрабатываться. Недаром о лучших рабочих говорят: «Художник своего дела».
Итак, развитый ум — это гармоничное сочетание всех трех типов мышления при бесспорном преобладании одного из них. По всей видимости, самый разумный путь — развивать у себя тот тип мышления, к которому у вас обнаруживается наибольшая склонность. Соответственно ему следует и выбирать будущую профессию. Сережа К., конечно, вполне может научиться хорошо решать задачи, которые сейчас так затрудняют его. Во всяком случае, от этого ничего, кроме пользы, для него не будет. Но мечтать о работе физика или математика я бы на его месте не стал. Вряд ли стоит посвящать всю свою жизнь делу, которое с самого начала не дается и не радует.
Но способности — это еще далеко не все. Даже имея самые блестящие дарования, можно остаться человеком весьма среднего ума, если природные способности не подкреплены целым рядом качеств. Это самостоятельность и критичность ума, широта и глубина мысли, гибкость и быстрота мышления и, наконец, большая мыслительная трудоспособность (хотя по значению это качество следовало бы поставить первым). Перечисленные качества мышления, безусловно, можно и нужно развивать.
Главное условие для этого — постоянная интенсивная работа ума. Всякий инструмент от бездействия тупится и ржавеет — вот и человеческий разум слабеет, если не давать ему работы. В основе мастерства и таланта всегда лежит упорный труд, подкрепленный активным интересом к различным областям знаний. Хорошо сказал об этом древнегреческий философ Эмпедокл в V веке до н.э.: «Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем». Думается, этот путь к развитию мышления и поныне остается единственно верным.
Н. КРЫЛОВ,
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР
Рисунок Г. АЛЕКСЕЕВА