Снежную лавину — в коллектор. Речь здесь пойдет о сплаве снега по подземным каналам. Суть этого метода заключается в том, что на коллекторных колодцах, расположенных на улицах города, устраивают снегоприемные камеры, через которые снег подается в подземные каналы. По этим каналам снег транспортируется сточной жидкостью, постепенно тая за счет ее тепла. Талая вода вместе со сточной жидкостью поступает на очистные сооружения и только после соответствующей очистки сбрасывается в открытые водоемы. Кроме природоохранной задачи, сплав снега по коллекторам позволяет в ряде случаев значительно сократить средние расстояния транспортировки снега, так как микросвалки на люках могут располагаться на сравнительно небольших расстояниях друг от друга.
Подземные каналы — это коллекторы хозяйственной или ливневой канализации, русла подземных рек.
Не каждый москвич знает, что в городе, помимо Москвы-реки, Яузы, Сетуни, много и других речек. Почти сорок из них заключены в трубы, их общая протяженность достигает 250 км. По подземным руслам этих речек и сплавляют снег, убираемый с улиц. Например, в речку Копытовку, протянувшуюся от Дмитровского шоссе до реки Яузы, сбрасывали снег из нескольких районов. Сплав снега в ливневую канализацию получил довольно широкое распространение в Москве в 1957— 1958 гг. Тогда, было построено более 30 снегоприемных камер на водостоках реки Неглинки (у Каменного моста, на площадях Революции, Свердлова, Трубной, Самотечной), реки Пресни (на улицах Дружинников, Башиловке, в Новопресненском переулке) и других водоемах. В ходе эксплуатации этих снегосвалок стало ясно, что не все они были размещены удачно, так как некоторые водостоки не отвечали требованиям снегосплава, не имели необходимого гидравлического режима. Некоторые же снегоприемные камеры были неудачно расположены, мешали движению транспорта. Однако опыт эксплуатации этих снегоприемных камер позволил выработать требования к снегосплаву.
Таким образом, снегосвалку можно устроить далеко не на любом коллекторе. Какие же факторы определяют выбор снегосплавной магистрали? Укажем основные из них.
Прежде всего должна быть обеспечена надежная транспортировка снега — без образования заторов. А что для этого необходимо? Достаточная несущая способность воды, то есть достаточный расход в единицу времени, что обусловлено сечением трубопровода, уровнем воды и скоростью потока. Очевидно, что ритмичная работа снегосплавной системы может быть обеспечена лишь при постоянном расходе воды, не менее определенного уровня.
Не менее важна и исходная температура несущей жидкости. От этого показателя зависит эффективность таяния снега. Только при достаточной исходной температуре и правильной дозировке подачи снега может быть исключено замерзание снежно-водяной массы и образование заторов. И наконец, последний фактор: достаточно качественная очистка стока и нормальная работа очистных сооружений обеспечивается только при поступлении на них полностью растаявшего снега.
А какую же систему водостока предпочтительнее выбрать для сплава снега?
Расчеты показывают, что более эффективно использовать канализационные коллекторы, которые проходят в любом микрорайоне и имеют постоянные и мощные потоки теплой воды. Даже в небольших канализационных коллекторах диаметром 1200—1500 мм расход воды составляет 0,8—1 м3/с (в то время как меженный расход на водосточных коллекторах рек Неглинной или Пресни — лишь 0,4—0,5 м3/с), температура сточных вод за счет использования горячего водоснабжения достигает 12—15°С. Это обеспечивает достаточно интенсивное таяние снега.
Основываясь на опыте эксплуатации первых снегосплавных систем и учитывая прогресс в инженерном оборудовании коммунального хозяйства, институт Мосинжпроект разработал, а Моссовет утвердил схему размещения и строительства снегосплавных пунктов.
В ходе реализации этого плана уже в 1981—1982 гг. были построены два первых снегосплавных пункта на Ново-Люберецком канализационном канале у Косинской улицы и на проспекте Маршала Жукова.
Снегоприемная камера на Косинской улице располагается на коллекторе с сечением около 2,5×2,5 м. Она перекрывается решеткой размером 9×3 м с ячейками 35×20 см для дозировки снега, предотвращения сброса в коллектор больших смерзшихся глыб и посторонних предметов. Здесь оборудована асфальтированная площадка, достаточная для разгрузки и маневрирования расчетного числа одновременно прибывающих самосвалов. Имеется освещение для работы в ночное время.
Эта снегоприемная камера может принять одновременно три самосвала. Всему голова на снегоприемном пункте маленький юркий бульдозер. Удивительно ловко маневрируя по площадке, он размельчает большие глыбы снега, отбрасывает посторонние предметы в сторону, размельченный снег проталкивает через решетку. Очень прочная установлена на люке решетка, она выдерживает не только тонны сваленного снега, но и бульдозер.
Наконец снег в камере, а дальше его подхватывает поток сточной жидкости, в которой он тает и переносится к выходному концу коллектора, где находятся очистные сооружения.
Согласно принятой схеме, всего в первую очередь предполагается построить 16 снегосплавных пунктов: 9 — на канализационных и 7 — на водосточных коллекторах.
При проектировании новых снегосплавных пунктов Мосинжпроект учитывает требования Мосочиствод и ГорСЭС. Так, на канализационных коллекторах снегосплавные камеры предусмотрены только на байпасах с устройством вместительных пескоотстойников. В случае необходимости байпасный участок отключается от основного коллектора. Снегосплавные камеры проектируются только на тех водосточных коллекторах, которые на концевых участках имеют очистные сооружения.
|