Искусственный снегопад. Всегда ли единственным способом борьбы со снегопадом является выверенный веками метод — смести выпавший снег и вывезти его с улиц! А нельзя ли предотвратить или уменьшить снегопад?
Давно люди мечтали научиться регулировать количество выпадающих осадков. В наши дни эта идея претворяется в жизнь, например, с помощью авиации.
В 1981 г. Моссовет принял решение организовать службу метеорологической защиты города в первую очередь для борьбы со снегопадами. Борьбу со снежными облаками ведут специалисты подмосковного авиапредприятия «Мячково», специализирующегося на работах по обслуживанию народнохозяйственных нужд.
Суть работы, которую вот уже несколько зим выполняют авиаторы из «Мячкова» в том, чтобы не допустить обильных снегопадов в столице, а заставить их выпасть на сельские угодья Подмосковья. Для этого используют способ искусственного осадкообразования. В облако вводится реагент, способствующий образованию ледяных кристаллов. В качестве реагента служит твердая углекислота (сухой лед) — СО2. Твердая углекислота имеет очень низкую температуру —79°С, что вызывает глубокое охлаждение насыщенного паром воздуха и образование огромного количества ядер кристаллизации. Ядра быстро растут за счет парообразной влаги, содержащейся в облаке, и, достигнув определенного размера, выпадают в виде снежинок. Взяв сухой лед на борт, два ИЛ-14 поочередно стартуют со взлетной полосы и несут непрерывную — днем и ночью — вахту с заданием «активное воздействие на облака». Представим себе, что с севера к Москве приближается грозящий снегопадом облачный фронт. Пилот, получив метеосводку, ведет самолет ему наперерез. Встретились. Теперь надо выйти на верхнюю кромку облаков — и за работу. Самолет, прилетевший в район, зондирует облако, уточняет его структуру для последующего засева облака реагентами. Крылатая машина идет галсами поперек ветра.
Бортаэрологи с помощью специального устройства, состоящего из термоизоляционного мобильного модульконтейнера со встроенным дозатором гранулированной углекислоты, «засевают» клубящиеся небесные поля гранулами сухого льда. Важное значение имеет выбор норм вводимого в облако реагента, которые зависят от температуры и вертикальной протяженности облачного слоя, его строения, скорости ветра и других условий. Достаточно нескольких кубических сантиметров твердой углекислоты и огромное облако спровоцировано: пошел снег. Из обедненного влагой слоя облаков над городом затем выпадают слабые осадки или не выпадают вовсе.
Эффективность работы службы оценивается по данным осадкомерной сети Москвы и области. Так, за два последних зимних периода удалось уменьшить количество выпавшего снега соответственно на 20 и 25 см.
Поля и пастбища получают, талим образом, дополнительную влагу. Но главное — это необыкновенно эффективная помощь, которую может оказать авиация городскому хозяйству в борьбе со снежными заносами. Работа эта пока только начата. Разумеется, использование авиации для «снегозадержания» обходится недешево. Вместе с тем, планируя оптимальный объем ее работы, необходимо учитывать не только экономическую сторону дела, но и возможные экологические последствия, которые могут возникнуть при уменьшении количества выпадающего над Москвой снега: снижение очищающего эффекта при прохождении снега через приземные слои атмосферы; уменьшение влаги, необходимой городским зеленым насаждениям и для поддержания нормального микроклимата в городе; промерзание грунта при недостаточном снежном покрове; повреждение водопроводных и других подземных коммуникаций и т.п.
|