Подогрейте дорогу! Несмотря на сильный снегопад, асфальт был совершенно черен. Белый покров лежал на крышах домов, снег засыпал деревья, прохожих, но дорога оставалась черной и сухой, как летом. Что это? Мистика, обман зрения? Нет, всего лишь результат технического прогресса в городском хозяйстве: эта дорога обогревается.
Идея подогреть дорожное покрытие, чтобы растопить снег и лед, высказана очень давно, но ее реализации мешают соображения экономии энергии. Разумеется, нецелесообразно утеплять целое шоссе или тротуар. Но все же, может быть, есть резон подогреть хотя бы самые опасные для движения транспорта и пешеходов участки, особенно на крутых спусках и подъемах, при въездах в тоннели, на путепроводах,транспортных развязках в подземных переходах и подходах к большим торговым центрам. Дорожное покрытие подогревают изнутри. Что же представляют собой эти подземные «грелки»? Дорожное покрытие с подогревом можно представить себе в виде многослойного пирога, начинка которого состоит из нагревателей. При этом верхний слой покрытия должен иметь хорошую теплопроводность, а нижний — быть теплонзолятором. Тепло от нагревателей, таким образом, будет распределяться по верхнему слою дороги. Благодаря этому падающие на поверхность снежинки тают, капельки воды частично испаряются, а частично стекают в лотки и дальше в водосточную сеть. В качестве теплоносителя в таких установках применяют электроэнергию, водяной пар, горячую воду, подогретый воздух, различные жидкости с низкой температурой замерзания.
С конца сороковых годов разные организации Москвы разработали около пятнадцати проектов установок для проезжей части, тротуаров, путепроводов, эстакад. Тем не менее, подогрев проезжей части улиц до сих лор не нашел распространение. Первой теплой дорогой был участок Фестивальной улицы у метро «Речной вокзал» длиной около 150 и шириной 10,5 м. В качестве теплоносителя использовалась электроэнергия. Этот участок выбран не случайно. Здесь очень сложный рельеф: дорога на большом протяжении имеет уклон 40 %, а после переломной точки — 10 %. Поперечный профиль — двускатный, с уклоном 20 %. Естественно, участок очень опасен с точки зрения транспортного движения.
На данном объекте было предусмотрено проверить две разные конструкции обогреваемых покрытий. На участке с уклоном 40 % под обычным асфальтом была уложена экранизирующая сетка, а под ней — слой бетона. Снизу система защищалась теплоизолирующим слоем. На участке с уклоном 10 % была предусмотрена иная конструкция. Здесь в качестве нагревательного элемента был использован электропровод с сечением один квадратный миллиметр, который укладывали вдоль оси проезжей части. Рядом с дорогой расположили небольшую трансформаторную подстанцию для питания системы электрическим током.
Подогрев тротуаров также широкого применения у нас не нашел, построены только опытные участки. Прилегающие к подземным переходам небольшие участки тротуаров на Ленинском проспекте у магазина «Москва» и на улице Горького у Центрального телеграфа обогреваются водой от теплосети, а на улице Петровские линии участок шириной 2,25 м и площадью 264 м2 обогревается горячим воздухом. На Кузнецком мосту участок тротуара площадью около 100 м2 обогревается за счет рециркуляции по трубам подогретого масла. Как воздух, так и масло подогреваются теплофикационной водой.
Эксплуатация опытных участков показала, что подогрев может обеспечить быстрое и полное удаление снега и наледи с поверхности покрытий без применения хлоридов, ручного труда, снегоуборочных машин и механизмов.
В настоящее время наиболее крупный объект с подогреваемым дорожным покрытием — это подходы к гостинице «Спорт» на Ленинском проспекте. Система подогрева создана Главмосстроем по совместному проекту НИИМосстроя и шведской фирмы «Гренгес Трейдинг». У гостиницы — подогреваемые подъезды, тротуар, эстакада и лестницы, общая их площадь 1300 м2. На готовое бетонное основание укладывали полиэтиленовые трубы диаметром 25 мм на расстоянии 25 см друг от друга, а затем их сверху также покрывали бетонным раствором. Общая толщина дорожной одежды (вместе с трубами) — 5 см. Поверх этого слоя на тротуарах и эстакадах уложили бетонную плитку толщиной 7 см, а на дорогах — плотный асфальт. Система, кроме полиэтиленовых труб, включает питающие коллектора и тепловой узел с циркуляционным насосом и теплообменником. В установке циркулирует 3500 литров жидкости — смесь воды и этиленгликоля. Всей системой управляет автоматизированная регулирующая аппаратура. Наибольшее применение подогрев покрытий получил в подземных переходах, которых в Москве сейчас насчитывается уже около 300. Когда в Москве стали строить первые подземные переходы с обогревом ступенек, специалисты сомневались, что это новшество найдет широкое применение. Да и строители отнеслись к нему недоверчиво, предвидя много лишних хлопот. Строители и эксплуатационники много лет изучали и совершенствовали системы подогрева ступеней на первых опытных переходах. И только убедившись в их надежности и эффективности, начали строить все подземные переходы с обогревом ступеней. Применяются разные носители тепла. А в подземном коридоре на Волоколамском шоссе у Покровско-Стрешнева в виде опыта устроили систему обогрева лестничных ступеней с помощью электричества. Под ними проложили специальный кабель, который, нагреваясь при прохождении тока, обогревает ступени. Включение и выключение тока происходит автоматически в зависимости от изменения погодных условий. Ведь при непрерывной работе нагревателей часть электроэнергии будет расходоваться зря. Однако нерационально выбранная мощность может привести к недостаточному обогреву поверхности покрытия, что может оказаться более опасным, чем отсутствие обогрева. Здесь на помощь пришла автоматика.
Как же действуют автоматические контролеры? Принцип довольно прост: в асфальт вмонтировали специальные датчики, регистрирующие состояние покрытия (температура, влажность, наличие снега и т.д.). Если, скажем, ступени безопасны для пешеходов, приборы бездействуют. Но вот пошел снег или подморозило, и на ступенях появляется корочка льда. Датчики тотчас «оживают», посылая сигналы электронному устройству, которое включает систему обогрева. И снега на ступенях как не бывало!
|