Проблема дальнего вывоза. Мы уже знаем, что с ростом города, увеличением количества отходов свалки(полигоны) быстро заполняются. Приходится отводить новые места для складирования отходов. А такие места все труднее и труднее находить: растет сам город, расширяются его границы, а далее лесопарковый пояс, зоны отдыха, заповедные места. И приходится искать место для полигонов уже за 70, а то и за 100 км от Москвы.
Чем больше расстояние вывоза, тем больше транспортные расходы. Конечно, можно пойти по пути увеличения вместимости собирающих мусоровозов, чтобы за один рейс вывезти как можно больше отходов. Но такое решение имеет свои негативные стороны.
Большие машины значительно менее маневрены. Даже по большим городским магистралям трехосный мусоровоз пробирается с трудом, а где уж ему кружить по дворам. Даже в новой жилой застройке ни проезды, ни планировка дворовой территории не рассчитаны на движение таких машин, а что же говорить о старой застройке, где иногда с трудом может проехать юркий газик.
Значит собирать мусор на территории домовладений удобнее маневренными мусоровозами, а вывозить на дальнее расстояние — большегрузными.
Где же выход из положения?
Он - в создании перегрузочных станций.
Перегрузочная станция является как бы передаточным пунктом. Собрали мусор малыми мусоровозами, отвезли его на перегрузочную станцию, расположенную по возможности ближе к месту сбора, и перегрузили в большегрузный многоосный мусоровоз, который отвозит мусор на более значительное расстояние — на свалку.
Идея перегрузки мусора уже не раз в той или иной форме и в разных масштабах реализовалась в Москве. Еще в 1915 г. мусор перегружали с конного транспорта на трамвайные платформы, а затем и на автомобили. В 60-х годах Академия коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова совместно с Главмосдоруправлением организовала вывоз мусора с перегрузкой из Дзержинского района Москвы. Установка была выполнена по принципу использования разности уровней. Малые мусоровозы въезжали по пандусу на верхний уровень, где из железобетонных блоков была сооружена площадка для их маневрирования и разгрузки. Для проезда большегрузной машины на нижнем уровне оборудовали тоннель, на стенах которого крепился направляющий бункер. Для предотвращения развеивания пыли при разгрузке малых мусоровозов над бункером был оборудован легкий навес, а въезд и выезд из тоннеля во время перегрузки перекрывались шторами.
Мусор доставлялся на станцию малыми собирающими мусоровозами вместимостью 6—7 м3, а со станции вывозился тягачом с полуприцепом, в который могло разгрузиться 5—6 малых мусоровозов. Расстояние вывоза для малых мусоровозов при этом сократилось с 31 до 11 км.
Применение такой перегрузочной станции позволило установить, что при обслуживании района с численностью населения 200 тыс. жителей можно высвободить до 25 малых мусоровозов, заменив их тремя большегрузными машинами. Здесь налицо экономия рабочей силы, горючего, авторезины и других материалов. Время идет, масштабы работ по вывозу мусора возрастают, проблема осложняется. Теперь уже намечено строить перегрузочные станции, которые должны будут обслуживать не 200 тыс. жителей, а более миллиона.
Подсчитали, что разместить станцию в поселке Кучино, на месте бывшей свалки, которая находится от близлежащих районов на расстоянии 20—30 км, в сложившихся условиях будет выгоднее, чем возить мусор малыми собирающими мусоровозами за 100 км в район Воскресенска, где намечается новая свалка.
Для новой перегрузочной станции уже закуплено оборудование — мощные финские машины-самопогрузчики «Мультилифт» со съемными кузовами-контейнерами, геометрической емкостью 23 м3. В такой кузов при хорошем уплотнении может поместиться 60—80 м3 мусора в зависимости от его исходной плотности. Для уплотнения мусора будут применены стационарные прессы шведской фирмы «Норба».
Загрузка мусора в большегрузный мусоровоз осуществляется следующим образом. Большегрузный мусоровоз представляет собой контейнеровоз. Прибыв на перегрузочную станцию, водитель открывает загрузочный люк, расположенный в задней торцовой стенке контейнера. С помощью подъемного устройства «Мультилифт» снимает кузов с шасси и стыкует его со стационарным прессом. Кузов крепится к уплотнителю специальными замками.
Из бункера-накопителя мусор порциями подается в приемную воронку пресса и уплотняющим устройством проталкивается в присоединенный к прессу контейнер. По мере заполнения контейнера мусор в нем все больше уплотняется. Заполненный контейнер отсоединяется от пресса, с помощью мультилифта устанавливается на платформу большегрузного автомобиля и вывозится на дальнюю свалку, где и разгружается.
|