«ИСКУССТВО РЫБАЛКИ»
Skype: mordaty68

  • Файлы
  • Статьи
  • Фотографии
  • ВЕЛОСИПЕДЫ
  • ГЕРЦЕН А.И.
  • ДУХОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ
  • ЗВЕРЬЁ МОЁ
  • КИНО
  • КУШАТЬ ПОДАНО
  • ЛОБЗИК
  • МАЛЫШАМ
  • МОИ СТАТЬИ
  • НЕКРАСОВ А.С.
  • ПРАВОСЛАВИЕ
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
  • РАЗВЛЕЧЕНИЯ
  • РЫБАКАМ
  • РЫБОЛОВ
  • СВОИМИ РУКАМИ
  • СПОРТ
  • ЦВЕТОВОДСТВО
  • ЧТОБЫ ГОРОД БЫЛ ЧИСТЫМ
  •  
    Главная » Файлы » малышам » НОСОВ Николай Николаевич

    Витя Малеев в школе и дома
    23.10.2014, 13:03
    Глава 20
      И вот наступил Новый год и начались зимние каникулы. Во всех домах красовались нарядные ёлки. Настроение у всех было весёлое, праздничное. У нас с Костей тоже было праздничное настроение, но мы решили не только гулять во время каникул, а и заниматься. В первый же день мы пошли к Ольге Николаевне и получили у неё задание на каникулы.
       У Кости появилась такая охота к учению, что он согласен был учиться по целым дням, но я решил, что мы будем работать по два часа в день, остальное время гулять, отдыхать или книжки читать.
       Так мы занимались с ним каждый день, и Костя начал понемногу выправляться. Когда каникулы кончились, у нас вскоре был диктант, и Костя получил за него тройку. Он был так рад, будто это была не тройка, а самая настоящая пятёрка.
       — Чего ты так радуешься? — сказал я ему. — Тройка не такая уж замечательная отметка.
       — Ничего, сейчас для меня хороша и тройка. Я уже давно тройки по письму не получал. Но я на этом не успокоюсь. Вот увидишь, в следующий раз получу четвёрку, а там и до пятёрки как-нибудь доберусь.
       — Конечно, доберёшься, — сказал ему Юра. — Но ты сейчас ещё о пятёрке не думай, а скорей получай четвёрку, тогда у нас в классе ни одного троечника не будет.
       — Не беспокойся, — ответил Костя, — всё будет в порядке. Теперь уже класс не будет за меня краснеть. Я теперь понял, что каждый должен бороться за честь своего класса. Я и то уже поборолся как следует, ну, а теперь мне совсем немножко осталось.
       Ольга Николаевна тоже была рада, что Шишкин стал лучше учиться.

      — Пора вам, ребята, включаться в общественную работу, — сказала она нам. — Все что нибудь делают на общую пользу, только вы ничем не заняты.
       — Теперь мы тоже возьмём какую- нибудь работу, — говорю я.
       — Возьмём, — говорит Костя. — Я уже давно хочу работать в стенгазете, да меня всё не выбирают в редколлегию.
       — Правда, — говорю я. — Пусть нас выберут в редколлегию стенгазеты.
       — В редколлегию вам ещё рано. Там должны работать самые авторитетные ребята, — сказала Ольга Николаевна.
       — Ну, всё равно, мы и на какую нибудь другую работу согласны, — говорит Костя. — Если хотите, пусть нас выберут в санкомиссию. Я уже был в санкомиссии, когда учился во втором классе. Мне очень нравилось ходить и всем приказывать, чтоб мыли руки и чтоб у всех были чистые уши.
       — Санкомиссия у нас уже выбрана. Если хотите, я вам дам очень интересную работу. Нужно организовать классную библиотечку. Будете выдавать ребятам книги.
       — А где взять книги? — спрашиваю я.
       — Книги получите в школьной библиотеке. А шкаф я вам достану.
       — Я возьмусь, — говорит Костя. — Я люблю книги читать.
       — Я тоже, — говорю, — возьмусь.
       — Значит, договорились. Постарайтесь быть хорошими библиотекарями. Берегите книги, следите, чтоб все ребята тоже бережно обращались с книгами.
       Мы пошли к нашей библиотекарше Софье Ивановне, сказали, что мы теперь тоже будем библиотекарями в четвёртом классе и нам нужны книги.
       — Вот и хорошо, — сказала Софья Ивановна. — Книги для четвёртого класса у меня есть. Вы сейчас их возьмёте?
       Она дала нам целую стопку книг для четвёртого класса, и мы перетащили их в наш класс. Книг было много, штук сто, но когда мы поставили их в шкаф на полки, то нам показалось мало, потому что они заняли всего лишь три полки, а три полки остались пустые.
       — Может быть, нам из дому принести ещё книжек, чтоб было побольше? — сказал Костя. — Я могу штук пять принести или шесть.
       — Я тоже, — говорю, — могу принести штук пять, но этого мало. На три полки не хватит.
       — А что, если у ребят попросить? Может быть, у кого нибудь есть старые книжки, которые уже прочитаны. Пусть принесут для библиотечки.
       Мы поговорили об этом с Ольгой Николаевной.
       — Что же, скажите ребятам, может быть, ребята откликнутся на вашу просьбу, — сказала Ольга Николаевна.

      На другой день мы объявили ребятам, что теперь у нас будет своя классная библиотечка, только книг у нас ещё не очень много, и, кто хочет, пусть принесёт для библиотечки хоть по одной книжке.
       На эту просьбу откликнулись все ребята, и каждый принёс кто книгу, кто две, а многие принесли и больше. Книг получилось так много, что весь шкаф целиком заполнился. Мы хотели тут же начать выдавать книги ребятам, но Ольга Николаевна сказала, что нужно сначала сделать журнал.
       Мы взяли толстую тетрадь и в эту тетрадь записали каждую книгу под номером. Теперь если нужно было отыскать какую нибудь книгу, то можно было не рыться на полках, а посмотреть по журналу.
       Костя радовался, что теперь в нашей библиотечке такой порядок. Особенно ему нравилось, что все полки заняты книгами.
       — Теперь как раз хорошо! — говорил он. — Ни прибавить ничего нельзя, ни убавить.
       Он то и дело отворял шкаф и любовался на книги.
       Некоторые книжки были уже старенькие. У некоторых еле держались переплёты или оторвались страницы. Мы решили взять такие книжки домой, чтоб починить. И вот, сделав все уроки, мы пошли с Костей ко мне, потому что у меня дома был клей, и взялись за дело. Лика увидела, что мы починяем книжки, и тоже захотела нам помогать. Особенно много возни у нас было с переплётами. Костя всё время ворчал.
       — Ну вот! — говорил он. — Не знаю, что ребята делают с книжками. Бьют друг друга по голове, что ли?
       — Кто же это дерётся книжками? — сказала Лика. — Вот ещё выдумал! Книги вовсе не для того.
       — Почему же переплёты отрываются? Ведь если я буду сидеть спокойно и читать, разве переплёт оторвётся?
       — Конечно, не оторвётся.
       — Вот об этом я и говорю. Или вот, смотрите: страница оторвалась! Почему она оторвалась? Наверно, кто-то сидел да дёргал за листик, вместо того чтоб читать. А зачем дёргал, скажите пожалуйста? Вот дёрнуть бы его за волосы, чтоб не портил книг! Теперь страничка выпадет и потеряется, кто-нибудь станет читать и ничего не поймёт. Куда это годится, спрашиваю я вас?
       — Верно, — говорим, — никуда не годится.
       — А вот это куда годится? — продолжал кричать он. — Смотрите, собака на шести ногах нарисована! Разве это правильно?
       — Конечно, неправильно, — говорит Лика. — Собака должна быть на четырёх ногах.
       — Эх, ты! Да разве правильно в книжке собак рисовать?
       — Неправильно, — согласилась Лика.
       — Конечно, неправильно! А на четырёх она ногах или на шести, в этом разницы нет, то есть для книжки, конечно, нет, а для собаки есть. Вообще в книжках ничего не надо рисовать — ни собак, ни кошек, ни лошадей, а то один нарисует собаку, другой кошку, третий ещё что-нибудь придумает, и получится в конце концов такая чепуха, что и книжку невозможно будет читать.
       Он взял резинку и принялся стирать собаку. Потом вдруг как закричит:
       — А это что? Рожу какую-то нарисовали, да ещё чернилами!
       Он принялся стирать рожу, но чернила въелись в бумагу, и кончилось тем, что он протёр в книге дырку.
       — Ну, если б знал, кто это нарисовал, — кипятился Шишкин, — я бы ему показал! Я бы его этой книжкой — да по голове!
       — Ты ведь сам говорил, что книжками нельзя бить по голове, — сказала Лика. — От этого переплёты отскакивают.
       Костя осмотрел книгу со всех сторон.
       — Нет, — говорит, — эта книжка выдержит, у неё переплёт хороший.
       — Ну, — говорю я, — если все библиотекари будут бить читателей по голове книжками, то переплётов не напасёшься!
       — Надо же учить как нибудь, — сказал Костя. — Если у нас будут такие читатели, то я и не знаю, что будет. Я не согласен, чтоб они государственное имущество портили.
       — Надо будет объяснить ребятам, чтоб они бережно обращались с книжками, — говорю я.
       — А вы напишите плакат, — предложила Лика.
       — Вот это дельное предложение! — обрадовался Костя. — Только что написать?
       Лика говорит:
       — Можно написать такой плакат: «Осторожней обращайтесь с книгой. Книга не железная».
       — Где же это ты видела такой плакат? — спрашиваю я.
       — Нигде, — говорит, — это я сама выдумала.
       — Ну и не очень удачно выдумала, — ответил я. — Каждый без плаката знает, что книга железная не бывает.
       — Может быть, написать просто: «Береги книгу, как глаз». Коротко и ясно, — сказал Костя.
       — Нет, — говорю, — мне это не нравится. При чём тут глаз? И потом, не сказано, почему нужно беречь книгу.
       — Тогда нужно написать: «Береги книгу, она дорого стоит», — предложил Костя.
       — Тоже не годится, — ответил я, — есть книжки дешёвые, так их рвать нужно, что ли?
       — Давайте напишем так: «Книга — твой друг. Береги книгу», — сказала Лика.
       Я подумал и согласился:
       — По моему, это подойдёт. Книга — Друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, её нужно беречь, как друга.
       Мы взяли бумагу, краски и написали плакат.
       На другой день мы повесили этот плакат на стене, рядом с книжным шкафом, и начали выдавать ребятам книжки.
       Выдавая кому-нибудь из учеников книгу, Костя говорил:
       — Смотри, чтоб никаких собак, ни рож, ни чертей в книге не было.
       — Как это?
       — Ну, возьмёшь да нарисуешь в книге какую-нибудь загогулину.
       — Зачем же я стану рисовать?
       — Будто я знаю! Моё дело предупредить, чтоб ни рож, ни собак. Это книжка общественная. Если б это была твоя собственная книга, тогда, пожалуйста, рисуй, но даже в собственной книжке не надо ничего рисовать, потому что после тебя она достанется твоему младшему брату или сестре или товарищу дашь почитать. Так что моё дело предупредить, а если ты не будешь слушаться, то потом я не так с тобой буду разговаривать.
       — Ну ладно, сказал — и хватит.
       Но Костя не унимался, и каждому, кто брал книжки, он растолковывал в отдельности, почему надо бережно обращаться с книгами.
       После уроков он, пригорюнившись, сидел возле шкафа и с грустью смотрел на поредевшие ряды книг на полках.
       — Эх, — горевал он, — снова книг мало стало! Так хорошо было! Шкаф был полнёхонек, а теперь хоть бери и опять где нибудь доставай книг.
       — Что ж тут такого? — утешал его я. — Ведь ребята прочитают и принесут книги обратно.
       — «Принесут»! Принести то они принесут, да что толку! — ответил Костя. — Они одни книжки принесут, а другие взамен их возьмут. Вот никогда и не соберёшь всех книг обратно.
       — Зачем же их собирать? Ведь книги для того, чтоб читать, а не для того вовсе, чтоб на полках стоять.
       Я взял и себе книжку, чтоб почитать дома.
       — Как? — говорит Костя. — И ты берёшь? И так книжек мало осталось.
       — Да я, — говорю, — быстренько прочитаю и принесу.
       Тогда и он взял себе книжку.
       — Ну ничего, — утешал он сам себя. — Будет на одну книжку меньше. Всё равно их мало осталось.
       С тех пор мы с Костей имели свободный доступ к книгам и стали много читать. Костя так увлёкся, что читал даже на улице. Возьмёт из библиотечки книжку, идёт по улице и читает. Кончилось это тем, что он налетел на фонарный столб и набил на лбу шишку. После этого он перестал читать на улице и читал только дома.
       К библиотечной работе он относился серьёзно, и постепенно у него даже характер переменился. Он стал аккуратным, более организованным и не таким рассеянным, как был раньше. К ребятам он относился очень требовательно. Если кто нибудь приходил за книжкой с грязными руками, он начинал «пилить» его:

      — Как тебе не стыдно? Почему у тебя такие грязные руки?
       — Ну испачкались. Тебе то какое дело?
       — Как — какое дело? Ты ведь за книжкой пришёл?
       — За книжкой.
       — И ты такими руками будешь брать книжку?
       — Какими же мне её ещё брать руками?
       — Чистыми надо брать руками. Ты ведь своими руками книжку испачкаешь!
       — Ну, я приду домой — вымою.
       — Нет, голубчик, иди-ка ты лучше под кран и вымой руки, а потом я тебе дам книжку.
       Если кто-нибудь брал книжку и долго не приносил, Костя делал ему выговор:
       — И тебе не стыдно так долго книжку держать? Другим ребятам тоже хочется почитать, а ты держишь и держишь. Если неохота читать, отдай книжку обратно, а потом снова возьмёшь.
       — Я ведь не прочитал. Прочитаю и принесу.
       — Так ты, может, до скончания веков будешь читать!
       — Зачем до скончания веков? Книжка ведь выдаётся на десять дней.
       — Ну на десять дней. А ты когда взял?
       — А я взял неделю назад. Ещё не прошло десяти дней.
       — А тебе обязательно надо, чтобы все десять дней прошли? Десять дней — крайний срок. А ты прочитал раньше и приноси раньше, никто тебе не велит все десять дней держать.
       — Так говорят же тебе, что ещё не прочитал!
       — Ну, так читай быстрей!
       Если кто нибудь слишком быстро приносил книжку, ему это тоже не нравилось:
       — Послушай, когда же ты успел прочитать? Вчера только взял книжку, а сегодня уже обратно принёс! Может быть, ты и не читал её?
       — Зачем же я тогда брал?
       — Откуда же я знаю, зачем ты берёшь! Может быть, ты только картинки рассматриваешь.
       — Что я, маленький?
       — Ну ладно, рассказывай, о чём здесь написано.
       — Что это ещё за экзамен?
       — Ну, мне нужно проверить, читал ты или не читал.
       — Это не твоё дело! Твоё дело выдавать книжки, а не проверять.
       — Нет, уж если меня назначили библиотекарем, то я должен проверить. Если ты не читаешь, то тебе, может быть, не нужно и давать книг. Пусть лучше кто-нибудь другой берёт, кто читает.
       Приходилось ученику рассказывать содержание книжки.
       И вот на другой день Шишкин явился в класс. Он растерянно улыбался и смущённо поглядывал на ребят, но, видя, что его никто не стыдит, он успокоился и сел рядом со мной. Пустое место за нашей партой заполнилось, и я почувствовал облегчение, будто у меня в груди тоже что то заполнилось и стало на своё место.
       Ольга Николаевна ничего не сказала Шишкину, и уроки шли как обычно, своим порядком. На перемене к нам пришёл Володя, ребята стали рассказывать ему про этот случай. Я думал, что Володя станет стыдить Шишкина, а Володя вместо этого стал стыдить меня.
       — Ты ведь знал, что твой товарищ поступает неправильно, и не помог ему исправить ошибку, — сказал Володя. — Надо было поговорить с ним серьёзно, а если бы он тебя не послушался, надо было сказать учительнице, или мне, или ребятам. А ты от всех скрывал.
       — Будто я с ним не говорил! Я сколько раз ему твердил об этом! Что я мог сделать? Он ведь сам решил не ходить в школу.
       — А почему решил? Потому что плохо учился. А ты помог ему учиться лучше? Ты ведь знал, что он плохо учится?
       — Знал, — говорю. — Это всё у него из за русского языка. Он всегда у меня русский списывал.
       — Вот видишь, если б ты по настоящему заботился о своём друге, то не давал бы ему списывать. Настоящий друг должен быть требовательным. Какой же ты товарищ, если миришься с тем, что твой друг поступает нехорошо? Такая дружба ненастоящая — это ложная дружба.
       Все ребята начали говорить, что я ложный друг, а Володя сказал:
       — Давайте после уроков соберёмся, ребята, и поговорим обо всём.
       Мы решили собраться после уроков, но, как только занятия кончились, Ольга Николаевна подозвала меня и Шишкина и сказала:
       — Костя и Витя, зайдите к директору. Он хочет поговорить с вами.
       — А о чём? — испугался я.
       — Вот он вам и расскажет, о чём. Да вы идите, не бойтесь! — усмехнулась она.
       Мы пришли в кабинет директора, остановились на пороге и сказали:
       — Здравствуйте, Игорь Александрович!

    Категория: НОСОВ Николай Николаевич | Добавил: shumovol | Теги: Витя Малеев в школе и дома
    Просмотров: 875 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
     
    Skype: mordaty68
  • Blog
  • ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
  • «ЗДОРОВЬЕ»
  • «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ»
  • «МАСТЕРОК»
  • «МУРЗИЛКА»
  • Научно-популярное издание
  • НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЧЕРЕПАШКИ
  • «ЧЕРНАЯ курица»
  • ИНСУЛЬТ
  • ПЕТРОДВОРЕЦ
  • «МОЯ РЫБАЦКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
  • Роб Ван дер Плас
  • БРАТЬЯ САФРОНОВЫ
  • ФЛОРА И ФАУНА
  • ЮННЫЙ ТЕХНИК
  • КВВКУС
  • ШАХМАТЫ
  • ХОББИ
  • «ИСКУССТВО РЫБАЛКИ»
  • РЫБОЛОВ
  • РЫБОЛОВ-СПОРТСМЕН
  • Это станок?
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
  • «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
  • ДУХОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ
  • * YOUTUBE *
  • Одноклассники
  • facebook
  • АКИМ Яков Лазаревич
  • БЕЛОЗЁРОВ Тимофей Максимович
  • БЕРЕСНЁВ Александр Михайлович
  • БЕХЛЕРОВА Елена
  • БИАНКИ Виталий Валентинович
  • БЛОК Александр Александрович
  • БОНЕЦКАЯ Наталья
  • ВОРОНЬКО Платон Никитович
  • ВАЖДАЕВ Виктор Моисеевич
  • ГЕРЦЕН Александр Иванович
  • ГРИММ, Вильгельм и Якоб
  • ГРИБАЧЁВ Николай Матвеевич
  • ДВОРКИН Илья Львович
  • ДОРОШИН Михаил Федорович
  • ЕРШОВ Пётр Павлович
  • ЕСЕНИН Сергей Александрович
  • ЖИТКОВ Борис Степанович
  • ЖУКОВСКИЙ Валерий Андреевич
  • ЗАЙКИН Михаил Иванович
  • ЗАХОДЕР Борис Владимирович
  • КАПНИНСКИЙ Владимир Васильевич
  • КВИТКО Лев Моисеевич
  • КИПЛИНГ Джозеф Редьярд
  • КОНОНОВ Александр Терентьевич
  • КОЗЛОВ Сергей Григорьевич
  • КОРИНЕЦ Юрий Иосифович
  • КРЫЛОВ Иван Андреевич
  • КЭРРИГЕР Салли
  • ЛЕСКОВ Николай Семёнович
  • МАКАРОВ Владимир
  • МАЛЯГИН Владимир Юрьевич
  • МАМИН-СИБИРЯК Дмитрий Наркисович
  • МАРШАК Самуил Яковлевич
  • МИЛН Ален Александр
  • МИХАЛКОВ Сергей Владимирович
  • МОРИС КАРЕМ
  • НАВРАТИЛ Ян
  • НЕКРАСОВ Андрей Сергеевич
  • НЕЗНАКОМОВ Петр
  • НОСОВ Николай Николаевич
  • ПЕРРО Шарль
  • ПЕТРИ Мерта
  • ПЛЯЦКОВСКИЙ Михаил Спартакович
  • ПУШКИН Александр Сергеевич
  • РОДАРИ Джанни
  • СЕВЕРЬЯНОВА Вера
  • СЛАДКОВ Николай Иванович
  • СУТЕЕВ Владимир Григорьевич
  • ТОКМАКОВА Ирина
  • ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
  • ТЫЛКИНА Софья Павловна
  • УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич
  • ЦЫФЕРОВ Геннадий Михайлович
  • ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович
  • ШЕПИЛОВСКИЙ Александр Ефимович
  • ШЕРГИН Борис Викторович
  • ШУЛЬЖИК Валерий Владимирович
  • ШУМОВ Иван Харитомович
  • ШУМОВ Олег Иванович
  • Эндрюс Майкл
  • ЮДИН Георгий
  • ЮВАЧЁВ Даниил Иванович(ХАРМС)
  • ЮСУПОВ Нуратдин Абакарович
  • ЯКОВЛЕВА Людмила Михайловна
  •