«Справочник по ремонту велосипедов»
Обслуживание велосипеда
Первая часть данной главы будет посвящена операциям с основными велосипедными механизмами, а именно — с резьбовыми соединениями любого вида, тросами и их креплениями, включая их регулировку, подшипниками (регулировка и смазка), а также с быстросъемными механизмами и конусными соединениями. Во второй части мы рассмотрим вопросы профилактического ремонта.
Резьбовое соединение
В велосипеде очень много самых разных резьбовых соединений не только с помощью винтов и гаек. Все резьбовые соединения основываются на одном и том же принципе — цилиндрическая часть (т.н. «папа») вкручивается в соответствующую полость (т.н. «мама») за счет винтовых пазов, имеющихся в обеих деталях. После того как «папа» полностью вкручен в «маму», их контактные поверхности плотно прилегают друг к другу, в результате чего образуется столь сильное трение, что скрепляемые детали уже не могут свободно двигаться. Такое положение называется «плотным соединением».
Резьбовые соединения различаются по своему номинальному размеру, обычно измеряемому в миллиметрах. Кроме того, имеет значение количество витков на дюйм, угол нарезки, и наконец — резьба может быть как правосторонней, так и левосторонней. В основных резьбовых соединениях на велосипеде резьба правосторонняя, за исключением левой педали, нескольких подшипниковых деталей приводного механизма, включая каретку.
Большинство соединений винта и гайки стандартизовано, то есть при номинальном диаметре они имеют одинаковое количество витков резьбы на дюйм, одинаковый угол резьбы и сторону нарезки. Многие другие компоненты велосипеда менее стандартизованы. Отмечается как минимум три различных промышленных стандарта для таких деталей, как рулевая колонка и механизм свободного хода. Например, хотя все велосипеды, не только произведенные в Великобритании, но и продаваемые в этой стране, соответствуют национальному стандарту BCI (British Cycle Institute), не исключено, что даже и там можно купить компонент, очень похожий на нужный, но выполненный по итальянскому или французскому стандарту, то есть с другой нарезкой. Для того чтобы избежать подобных недоразумений, всегда идите покупать нужную вам деталь, прихватив деталь со своего велосипеда, чтобы иметь возможность сравнить.
Независимо от того, с каким видом резьбового соединения вы столкнулись, с обычным, в виде винта и гайки, или с каким-либо другим, принцип соединения и разъединения деталей остается тем же самым — и при соединении, и при разъединении одна часть вращается относительно другой. Хотите затянуть детали — вращайте «папу» вправо, хотите разъединить их — вращайте «папу» влево. И каким бы инструментом вы в этот момент ни работали, держите его аккуратно, чтобы избежать повреждения резьбового соединения.
К каждой детали прилагайте адекватное усилие — откручивайте деталь (гайку) ключом с длинной ручкой, деталь же, которая остается неподвижной, держите либо отверткой, либо ключом с короткой ручкой. Все резьбовые соединения следует тщательно очистить во время установки деталей. Если вам трудно раскрутить резьбовое соединение, нанесите на него сначала внутреннюю смазку, к примеру WD-40, в месте соединения частей. Желательно, когда вы закручиваете резьбовое соединение, положить между прилегающими частями шайбу. Во-первых, это сделает соединение более прочным, а во-вторых, облегчит разъединение частей. Для предотвращения «спайки» резьбового соединения, особенно между стальными и алюминиевыми частями, прежде чем его закручивать, нанесите на резьбу немного смазки.
Поскольку от возникающей при езде вибрации резьбовое соединение может ослабнуть, после того, как части его закручены, его следует укрепить. Обычно это делается с помощью контргаек, пружинных шайб (гроверов) и специальных гаек. Контргайкой называется вторая гайка, которую накручивают позади основной гайки, создавая тем самым упор. Пружинная шайба, меняя свою форму (становясь плоской) не дает резьбовому соединению ослабнуть. Специальные гайки имеют на резьбе слой нейлона, который служит как уплотнитель и не дает гайке раскрутиться.
Если какое-либо резьбовое соединение у вас держится неплотно, вы можете использовать любой из вышеперечисленных методов. Если резьбовое соединение все-таки регулярно ослабевает, несмотря на то что вы его зафиксировали одним из вышеприведенных способов, это означает только одно — детали его нуждаются в замене.
Гайки, винты и болты имеют разные размеры и конфигурацию, и для каждой из них требуется свой специальный инструмент. Обычные гайки и головки болтов имеют форму шестигранников и могут закручиваться торцевыми, накидными или рожковыми ключами. Винты имеют либо шлиц, либо крестообразную впадину на головке, то есть их можно закручивать или обычной отверткой, или отверткой с крестообразным жалом. В последние годы растет число деталей на велосипедах, крепящихся болтами с шестигранными углублениями в головке, откручивать и закручивать которые следует только шестигранным ключом, в противном случае углубления деформируются. Вы всегда справитесь с резьбовым соединением, если будете пользоваться соответствующим инструментом нужного размера и не станете прикладывать к нему излишнее усилие. В случае если, закручивая резьбовое соединение, вы заметите, что оно «сопротивляется», лучше сразу заменить его детали, чем мучаться, закручивая его, и тратить нервы, раскручивая его впоследствии.
Самый удобный способ работать с велосипедом — это повесить его на велосипедной стойке. Слева: рабочая стойка; справа: демонстрационная стойка.
Как зафиксировать резьбовое соединение
Как бы плотно вы ни закрутили резьбовое соединение, оно имеет тенденцию ослабляться вследствие вибрации, создающейся во время езды. Чаще всего разъединяются детали, которые закручиваются в одной точке, поскольку именно тут нарушается равновесие, и вибрация действует сильнее. Поэтому старайтесь, там, где это возможно, крепить детали в двух или трех точках, а соединение в одной точке регулярно проверять на прочность или фиксировать соединение.
Существует несколько видов фиксаторов, задача которых — свести эффект вибрации до минимума. Некоторые из них показаны на рисунке. Это контргайки, пружинные шайбы, гайки с нейлоновыми вставками и контровочные шайбы. Последние имеют форму, совпадающую с продольными пазами в «папе», и небольшой язычок, который действует в качестве уплотнителя при закручивании резьбового соединения.
Существует ещё уплотнительная лента, которая наматывается на «папу», а также уплотнительный компаунд, например, Locktite. Данный компаунд продается в двух вариантах, в зависимости от силы сцепления. Если будете покупать его, то приобретайте компаунд в синей бутылке — он предназначен для резьбовых соединений, которые вам впоследствии потребуется раскрутить.
Резьбовое соединение и уплотнители.
Хотя все вышеупомянутые фиксаторы эффективно действуют — до определенной степени, конечно, — даже с ними резьбовые соединения вам необходимо регулярно проверять и подтягивать. Если в соединении у вас стоит контргайка, закручивать нужно сначала основную гайку.
°°°
|