Сделай для школы
Этот прибор предназначен для определения скорости ветра. Принцип действия его прост. Если навстречу ветру подставить какую-нибудь пластинку, то давление воздуха на нее будет зависеть от скорости ветра. Прикрепив пластину вверху к горизонтальной оси, получим заслонку, которая теперь в зависимости от скорости ветра будет отклоняться на тот или иной угол.
А теперь познакомимся с устройством анемометра, показанным на рисунках. Основные его части — труба 8, внутри которой размещена заслонка 7, корпус 5, уровень 1, защитный козырек 12, рукоятка 9. Трубу можно изготовить из листа тонкой жести шириной 250 мм и длиной 120 мм, согнув его на деревянной болванке диаметром 80 мм и спаяв концы листа.
Заслонку 7 изготавливают из жести такой толщины, чтобы при размерах 50X50 мм масса заслонки не превышала 30 г, иначе трудно будет измерять малую скорость ветра. Немного позже, при сборке прибора, заслонку нужно будет припаять к оси 6.
Корпус 5 можно также изготовить из жести. В нем сверлят отверстия под ось, отверстие для наблюдения уровня и вырезают паз для зажима. Но сначала в корпус нужно вставить трубу, совместить их края и припаять трубу к корпусу. Затем, отступив 5—7 мм от края, в корпусе и трубе нужно просверлить отверстия под ось 6 — длинную булавку со шляпкой. Только после этого напротив оси вырезают в трубе и корпусе паз 4 под зажим. Вставляют в отверстия корпуса и трубы ось, припаивают к ней заслонку, надевают на выступающий конец оси шайбу 3 и изгибают оставшийся конец так, чтобы он был параллелен плоскости заслонки,— это будет стрелка анемометра.
Зажим 11 — это согнутая пополам металлическая пластина с припаянным в месте сгиба отрезком медного провода — ограничителем. Ширину пластины выбирают на 2—3 мм меньше длины паза, а длину ограничителя — на 5—7 мм больше. Когда зажим вставляют в паз, заслонка оказывается между половинками пластины зажима и стопорится, что необходимо при переноске анемометра. Ширина паза должна быть такой, чтобы зажим не выпадал самопроизвольно, но его легко можно было вынуть (для этой цели нижние концы пластин зажима целесообразно слегка развести в стороны).
Малогабаритный стеклянный уровень 1 (наподобие того, что применяют плотники) прикрепляют к корпусу замазкой или пластилином так, чтобы его «пузырек» был виден в отверстие в боковой стенке. Назначение уровня — следить, чтобы труба анемометра во время измерений находилась в строго горизонтальном положении — иначе появится ошибка в отсчете показаний.
Над уровнем на этой же стенке корпуса укрепляют шкалу 2 — лист ватмана или картона с градуировкой угла отклонения стрелки — оси заслонки — от 0 до 90°. А чтобы защитить стрелку от отклонения ветром, впереди к корпусу и трубе припаивают козырек 12, вырезанный из жести.
В последнюю очередь прикрепляют к корпусу и трубе шурупом 10 деревянную ручку 9.
Градуировать анемометр лучше всего на легковом автомобиле в безветренную погоду, двигаясь по ровному шоссе. Выставив анемометр в окно навстречу движению, определяют угол отклонения стрелки в зависимости от скорости автомобиля (начинают со скорости 5 км/ч). По результатам измерений можно составить небольшую таблицу и наклеить ее на корпус анемометра над шкалой. Естественно, результаты измерений нужно пересчитать на скорость в м/с.
Этим анемометром можно пользоваться также и для измерения, например, скорости движения яхты, моторной лодки, байдарки и во многих других подобных случаях.
|
|