Пыль на дорогах. Задумывались ли вы о том, откуда же берется на наших улицах пыль и грязь? Это прежде всего наносы, продукты эрозии, которые перемещаются и распространяются по дорогам потоками воды. Падая со скоростью 6—9 м/с, капля дождя разрушает незащищенную поверхность строительной площадки, газон, откос, выбивает частицы грунта, которые затем подхватываются поверхностными потоками воды и загрязняют дороги, тротуары. От ветра и движения машин пыль поднимается в воздух. Потоками дождевой воды и поливочномоечными машинами грязь смывается в трубы ливневой канализации и дальше попадает в водоемы, оседая там. Конечно, в наших силах предотвратить или хотя бы уменьшить наносы на дорогах. Это можно сделать, например, если правильно устраивать газоны. Еще совсем недавно строители, укладывая бордюрный камень вокруг газона, обычно принимали во внимание только одно требование: чтобы высота камня относительно дороги или тротуара составляла 10—15 см. В результате грунт на газоне очень часто оказывался выше бордюрного камня, осыпался и смывался на дороги. Из-за этого появлялась грязь на дорогах, но, что не менее важно, при этом значительно ухудшались условия жизни растений. Иногда в таких случаях приходилось привозить почву для восстановления растительного грунта. Все это происходило до тех пор, пока не были изданы единые строительные нормы и правила по благоустройству городских территорий (СНиП III-10-75). С выходом их в свет многое изменилось к лучшему. В соответствии с новыми нормативами камень укладывается так, что грунт газона располагается ниже его не менее чем на 2 см.
А главное — теперь своевременно проводится озеленение придомовых территорий. Травяной покров, корни кустов и деревьев надежно защищают грунт от вымывания. Хотя в нашей памяти еще осталась и такая картина: Жильцы въезжают в дом, а кругом лишь слегка спланированный грунт, захламленный строительными материалами. Что же могло вырасти здесь, если в землю зарыты сломанные бетонные плиты, обломки досок, слегка присыпанные растительным грунтом? Сейчас, согласно строительным нормам, толщина слоя растительного грунта должна быть не менее 10 см. Это правило невозможно не выполнить, так как проверка производится путем обязательной отрывки шурфа глубиной 10 см, пригодность грунта для произрастания растений подтверждается лабораторными анализами. Высаживаемый материал обязательно должен соответствовать проекту, на посадочный материал и семена требуют паспорта. Поэтому строители думают о предстоящем озеленении и чистоте будущих дорог и тротуаров еще до начала работ, заранее запасаются необходимым растительным грунтом и посадочным материалом. А они, как правило, есть на участках, которые отводятся под строительство. Задача заключается лишь в том, чтобы сберечь их. Имеющийся почти на каждой строительной площадке почвенный покров, иногда даже довольно мощный, раньше часто оказывался погребенным под нерастительным грунтом, вынутым из котлованов. Согласно новым строительным правилам, до начала строительства почвенный грунт сдвигают в специально выделенные места. Очень важно при этом уберечь его от размыва, выветривания и загрязнения. Зато все старания окупаются с лихвой, когда по окончании строительства и уборки мусора плодородный слой ложится на будущие газоны одним лишь усилием бульдозериста. Главный выигрыш здесь в том, что сберегаются ресурсы растительного грунта; его не надо искать и привозить со стороны.
Посадочный материал также часто есть под рукой. Его следует только вовремя заготовить и сберечь. Многие строительные площадки располагаются на месте бывших садов или других посадок. И строители теперь не валят деревья, как раньше, не уничтожают кустарники. Прежде всего, в соответствии с проектом, строго определяют границы строительной площадки и стремятся предохранить от повреждения даже те деревья, которые попадают в зону работы. Их заботливо «упаковывают» в отходы пиломатериалов, огораживают. Часть деревьев и кустарников пересаживают за границы площадки, обносят забором. Закончат строительство и высадят их на родную почву. Это вам не «прутики» из питомника, а уже сформировавшиеся растения, которые в «знакомых» условиях быстро привьются и зазеленеют.
Кстати, в Москве значительно усилилось внимание и к своевременной заделке траншей, вырытых при прокладке подземных сетей, реконструкции улиц, строительстве и ремонте дорог. В этих случаях заботятся о сохранении деревьев и кустарников, восстановлении растительного грунта. Благодаря этим мерам при строительстве и ремонте дорог все меньше образуются грязевые наносы как во время производства работ, так и после их окончания. Большое значение имеет обеспечение водоотвода с площадки строительства.
Специальным решением («О соблюдении чистоты и порядка в городе Москве») от 22 марта 1983 г. Московский Совет народных депутатов обязал все организации, в ведении которых находятся карьеры, строительные площадки и другие подобные объекты, устраивать твердые покрытия на выездных и внутрипостроечных дорогах, содержать их в порядке, мыть колеса и кузова транспорта и строительные механизмы, выезжающие на городские дороги. Этим предотвращается распространение грязи с мест, где ведется строительство.
Как видим, в Москве принимается целый ряд радикальных мер по борьбе с загрязнением улиц. Тем не менее они все же в какой-то мере загрязняются. Кроме наносов на дороги выпадают загрязнения из воздуха, когда идет дождь, пыль образуется и от истирания асфальта и шин при движении автотранспорта. Как же убирается образовавшаяся грязь с дорог? Обычно это делают с помощью поливочно-моечных машин (рис. 9).
Кто из нас не удивлялся: Для чего это машина поливает улицы, когда идет дождь?» Укоренилось даже весьма обидное для работников чистоты мнение, что это делается для выполнения плана. Ничего подобного. Машины во время дождя не поливают, а моют дороги, мощной направленной струей смывают наносы, пока они не засохли. Высыхая, грязь превращается в монолитную трудносмываемую массу. Приходится применять даже автогрейдеры, чтобы сначала разрыхлить ее, потом сдвинуть, а уже после этого погрузить на самосвалы и вывезти.
Затраты на удаление грязи с дорог весьма значительные. Так что лучше не сорить, чем убирать. Недаром ведь говорят: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят!»
|